16 Школа пациентов ХОБЛ

Время проведения: по вторникам и четвергам в 14.00 часов

Место проведения: актовый зал поликлиники

Ответственный: Врачи ОВОП

 

    1. Основная цель «Школы для пациентов с ХОБЛ» (в дальнейшем «Школа») оптимизация, совершенствование доступности и улучшение качества оказания медицинской профилактической помощи населению.

    2. Школа создается на базе амбулаторно- поликлинического отделения, в том числе отделении медицинской профилактики или пульмонологическом отделении стационара медицинской организации.

    3. Школа организуется приказом главного врача медицинской организации. В приказе утверждается руководитель школы порядок и формы направления пациентов на обучение в школе, график проведения школы на год.

    4. Руководство Школой проводит специалист с высшим или средним медицинским профессиональным образованием, осуществляющий медицинскую деятельность.

    5. Работа в Школе осуществляется в соответствии с настоящим Положением.

    6. Занятие в школе имеют право проводить медицинские работники, в.т.ч. врач, фельдшер, акушерка, инструктор по гигиеническому воспитанию, медицинская сестра.

    7. В школу для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями направляются с не осложненным течением ХОБЛ.

    8. Рекомендуемая численность пациентом в группе 10-12 человек.

    9. Пациенты направляются на занятия в школе лечащим врачом или специалистами любого профиля.

    10. Организационные модели школы здоровья могут включать две схемы:

      - обучение пациентов на всех занятиях курса поводит один специалист;

      - обучение пациентов проводится различными специалистами в зависимости от наличия и квалификации. В соответствии с тематикой школы здоровья и конкретного занятия могут принимать участие врач пульмонолог, врач-аллерголог ,врач или инструктор по лечебной физкультуре и др. специалисты.

    11. Анализ деятельности и контроль качества обучения пациентов в школе осуществляется руководителем Школы.

    12. Отчет о работе школы ежегодно предоставляется в период сдачи годового отчета в форме № 30 «Сведения о медицинской организации» в таблице деятельности отделения медицинской профилактики.

II. Задачи школы здоровья

2. Основными задачами школы для пациентов с ХОБЛ являются:

2.1. Повышение информированности пациентов в ХНИЗ и его факторов риска;

2.2. Повышение ответственности пациентов за сохранение своего здоровья;

2.3. Предупреждение прогрессирования болезни, профилактика обострений и осложнений, повышение толерантности к физической нагрузке путем обучения больных методам самоконтроля заболевания и коррекции факторов риска, что позволяет в конечном итоге улучшить качество жизни, снизить инвалидность и смертность больных с ХОБЛ.

2.4. Формирование у пациента понятия о сущности болезни и возможных осложнениях.

2.5. Оказания помощи больных в устранении факторов риска - главное в отказе от курения.

2.6. Обучение больных с ХОБЛ практическим навыкам для поддержания удовлетворительного самочувствия в повседневной жизни.

2.7. Формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;

2.8. Предупреждение рецидивов и прогрессирования заболеваний.

Обучение больных правильному приему лекарственных средств, оказанию самопомощи в экстренных случаях и убеждение в необходимости точного соблюдения всех назначений и рекомендаций лечащего врача.

2.9. Формирование у пациентов практических навыков по анализу причин факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.

III. Основная деятельность школы здоровья

    1. Обучение пациентов по типовым программам, включающая в себя вопросы вторичной профилактики, физической, психологической и социальной реабилитации, предупреждения программирования заболеваний и осложнений.

    2. Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у обученных в школе.

    3. Оценка организации и качества обучения в школе .

IV. Оснащение школы здоровья

    1. Обязательное оборудование школы:

      - помещение для занятий;

      - столы и стулья;

      - доска, мелки, бумага, фломастеры, ручки, карандаши;

      - информационные материалы для пациентов (дневники, памятки, буклеты, плакаты и пр.).

    2. Дополнительное (по необходимости ) оборудование Школы:

      - проектор (мультимедиа), компьютер, экран;

      - принтер, ксерокс, программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов;

      - аудио- и видеоаппаратура и аудио и видеоматериалы;

      - зал лечебной физкультуры.

    3. Оснащение школы: пикфлоуметры, мундштуки (загубники) картонные одноразовые; различные формы доставки лекарственных препаратов - дозированные аэрозольные ингаляторы, порошковые ингаляторы, спейсер, небулайзер.

V. Информирование Школ здоровья

5. 1. Обязательный информационный минимум должен содержать:

  • ознакомление больного с сущностью имеющегося заболевания (коротко, в рамках доступности пониманию больного);

  • обоснование и расшифровку личностного фактора, необходимости участия самого больного в борьбе с болезнью;

  • разъяснения важности и необходимости пунктуального выполнения всех назначений, рекомендаций, касающихся принципов экстренной взаимопомощи;

  • гигиенические советы, рекомендации, касающиеся:

    - режима труда и отдыха;

    - физической активности;

    - правильного питания и основ диетотерапии;

    - необходимости отказа от вредных привычек и методов борьбы с ними;

    - устранение перегрузок и стрессовых ситуаций.

    VI. Построение занятий

    1. Каждое новое занятие должно начинаться с приветствия и повторения предыдущего материала (7-10 мин). Новый материал должен излагаться доступным языком, сопровождается демонстрацией плакатов, слайдов, раздачей памяток.

    2. Важно постоянно поддерживать контакт с аудиторией. Для этого обучение необходимо вести в форме бесед с активным участием пациентов. На задаваемые вопросы отвечать однозначно, сразу показывая или записывая конкретные советы или приемы. Для этого целесообразно иметь наготове методическую литературу и наглядные пособия.

VII. Обязанности руководителя школы

7.1. Обеспечить регулярной деятельности школы.

7.2. Контроль уровня знаний, приобретенных пациентами в школе.

7.3. Оценки организации и качества обучения в Школе.

7.4 Координация деятельности со специалистами других подразделений.

7.5. Ежеквартальные и ежегодные предоставление отчета о работе школы в отдел медицинской профилактики БУ «Республиканский центр профилактики, лечебной физкультуры и спортивной медицины» МЗСР ЧР.

7.6. Контроль качества занятий проводиться по результатам анкетирования до начала и после каждого занятия.

VIII. Тематика занятий

1.Хроническая обструктивная болезнь легких (далее ХОБЛ). Определение, понятие ХОБЛ.

  1. Факторы риска. Курение и ХОБЛ.

  2. Особенности питания и образа жизни с ХОБЛ.

  3. Лечение ХОБЛ.

  4. Возможные осложнения ХОБЛ, прогноз и профилактика.

  5. Дыхательная гимнастика при ХОБЛ.